Открытие клиники, салона красоты, спа, велнес и фитнес-предприятия подразумевает решение огромного количества задач. Это создание концепции предприятия и плана по продвижению на рынке и развитию, поиск персонала и оборудования, пусконаладочные работы и много чего еще. За всеми этими приятными хлопотами руководители и управленцы часто упускают из виду некоторые юридические вопросы. Я говорю о наличии пакетов документов по различным направлениям деятельности предприятия индустрии красоты. 

Здесь мы кратко перечислим самые необходимые документы (очередность их перечисления и содержание комментариев являются памяткой, а не строгим руководством к действию).

Первое — трудоустройство сотрудников

В данный пакет документов входят: трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, приказы о приеме на работу, договоры полной материальной индивидуальной и коллективной ответственности, должностные инструкции работников, книги приказов, книга учета движения трудовых книжек, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и иные. 

Если вы являетесь микропредприятием, то последние документы (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и иные) имеете право не вводить. При этом вы обязаны воспользоваться образцом трудового договора для микропредприятий. 

Второе — охрана труда

Самое главное — провести специальную оценку условий труда и по ее результатам, в соответствии с классом опасности, создать пакет документов по охране труда (приказ об ответственном лице, инструкции по охране труда и технике безопасности для работников, журналы ознакомления с ними). Кроме того, руководитель должен пройти обучение в области охраны труда, о чем ему выдается удостоверение.

Третье — пожарная безопасность 

Здесь пакет документов должен включать приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность, инструктажи и журналы об ознакомлении с ними персонала.Также необходимо помнить об оснащении помещения пожарной сигнализацией, знаками эвакуации и первичными средствами пожаротушения.

Четвертое — защита персональных данных

Здесь требуется согласие на обработку персональных данных от посетителей и пациентов, приказ о назначении ответственного в области защиты персональных данных и документ-политика в области защиты персональных данных (его необходимо разместить в «Уголке потребителя»). Кроме того, еще множество второстепенных документов (журналы, инструкции, приказы). 

Пятое — санитарно-эпидемиологический режим

Документы по санитарно-эпидемиологическому режиму: программа производственного контроля, схема обращения с отходами класса «Б», а также приказы, инструкции и журналы по очистке и стерилизации, договоры с различными учреждениями (например, на стирку спецодежды, дератизацию и т.д.).

Шестое — трансляция музыки и пр.

Для трансляции музыкальных и художественных произведений, радио- или ТВ-каналов необходимо наличие договоров с аккредитованными представителями правообладателей (например РАО и ВОИС). 

Седьмое — система аудио/видеонаблюдения

Пакет документов о системе аудио/видеонаблюдения включает положение о системе видеонаблюдения и приказ об ответственном лице с ознакомительными листами (с подписями сотрудников об ознакомлении). Также в трудовом договоре в разделе о существенных условиях труда необходимо сделать оговорку о наличии системы аудио/видеонаблюдения на предприятии. 

Для медицинских учреждений:

— пакет документов по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: приказ об ответственном лице и положение об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, приказ и положение о врачебной комиссии, план-график ее заседаний, формы протоколов и отчетов, журнал протоколов заседаний врачебной комиссии; 

— пакет документов, регулирующих отношения с пациентами: договор оказания платных медицинских услуг с приложениями и соглашениями, правила оказания платных медицинских услуг, учетная форма 025у и порядок ее заполнения, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства;

— пакет документов по обороту лекарственных средств: приказ об ответственном лице за обслуживание медицинской техники и оборот лекарственных средств; приказ об утверждении правил хранения лекарственных средств; правила хранения и оборота лекарственных средств в учреждении; приказ об утверждении плана экстренных мероприятий по обеспечению «холодовой цепи» в чрезвычайных ситуациях; положение об обращении медизделий; правила, порядки и алгоритмы по обороту лекарственных средств; журналы учета операций, связанных с оборотом лекарственных средств и медицинских изделий; необходимые СОПы. 

Из малоизвестного или нового:

— пакет документов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: приказ об ответственном лице, план подготовки персонала к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и журналы о прохождении этой подготовки;

— пакет документов по антикоррупционному законодательству: приказ и положение о противодействии и создании комиссии по противодействию коррупции на предприятии;

— акт категорирования уровня террористической угрозы и паспорт безопасности объекта (при условии нахождения помещения в собственности медицинского учреждения; при аренде помещения данный документ должен получить собственник). 

Поделиться
Руслан Назипов
Юрист, специалист по безопасности beauty‑бизнеса, риск‑аудит.