ВАШ БИЗНЕС ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

Как приспособиться к ситуации, в которой мы все оказались, и при этом сохранить здоровье — физическое, эмоциональное, ментальное, интеллектуальное? Как поддержать эффективность сотрудников, выстроить корпоративные коммуникации, спасти бизнес в условиях удаленной работы? Как взаимодействовать с партнерами, которые оказались в «ступоре»?
Мы пригласили в качестве эксперта человека, который одновременно является успешным психотерапевтом, предпринимателем, преподавателем и к тому же работает в области индустрии здоровья и красоты. Это — врач-психотерапевт, ведущий специалист по неопсихосоматике, тренер национальной сборной Абилимпикс-Россия Владислав Мельник. Мы попросили его дать рекомендации, которые в обстановке нынешней общей нервозности могли бы стать рабочими инструментами для владельцев бизнеса и специалистов.

Никто уже не сомневается, что мир изменился и продолжает меняться здесь и сейчас. Поэтому надо успокоиться, философски отнестись к происходящему и начинать адаптироваться к реалиям. Самое время вырабатывать новую структуру работы, новые подходы, формировать новый образ жизни для себя и своего окружения.

Из-за пандемии серьезно пострадала телесно-ориентированная сфера: салоны красоты, спа-центры, самозанятые специалисты, работающие на условиях аренды помещения и без нее. Эта работа требует непосредственного близкого контакта и ее крайне сложно вывести в онлайн, «на удаленку».

Власти обещают помощь тем, кто вынужден приостановить, закрыть бизнес, кто остается без работы. Но пока предложенные меры либо доступны довольно узкому перечню организаций, либо слишком малы, чтобы спасти предпринимателей и их персонал. Очень надеюсь, что в ближайшее время, после оценки масштабов экономической проблемы, подходы будут пересмотрены, разработаны эффективные способы поддержать работающее население. Однако не стоит забывать, что существенная часть предпринимателей работает «в серую». Да, нарушение, да, серьезное. Но, увы, факт: миллионы людей и их семьи остаются без источника к существованию.

В любом случае советую каждому осознать: гибкость, умение быстро принимать решения, объединяться с конкурентами, налаживать партнерские связи – это путь к финансовому спасению. Сейчас часто вспоминают, что «кризис» с греческого переводится как «решение», «поворотный пункт». Воспринимайте его именно так. Да, чем-то придется пожертвовать. В ряде вопросов — проявить жесткость. Возможно, понадобится осваивать сферы деятельности, ранее казавшиеся вам не комфортными. На мой взгляд, опасность состоит не столько в экономическом кризисе и пандемии, длительной самоизоляции и невозможности привычно работать и зарабатывать, сколько в страхе. 

Природа наделила человека умением испытывать страх. Почти каждый из нас опасается нового. Это логично: в противном случае человечество не выжило бы. Должно быть страшно заходить в темную пещеру, вкушать неизвестные плоды. Но, как правило, если человек напуган, то под действием адреналина, который на время делает нас сильнее и быстрее, он становится способен на рывок, прыжок — чтобы убежать или напасть, защищая себя. Поэтому приручите страх, используйте этот дар природы! 

На Руси испокон веков говорили: утро вечера мудренее. Не бросайтесь немедленно выполнять решения, принятые под влиянием страха. «Продышитесь». Запишите все на листе бумаги. Отложите итоговые действия на некоторое время. Оцените их трезво, с холодной головой.
Для этого отслеживайте свое эмоциональное состояние. У большинства все ограничивается нарастанием тревоги, но есть серьезный риск довести себя до панической атаки. Следите за своими реакциями. Допустим, у вас усилилось сердцебиение, вы начинаете метаться, вам хочется спрятаться… Это начало панической атаки. И первое средство — дыхательная гимнастика. Глубокий медленный вдох и медленный выдох. Так три раза (лучше в положении сидя).

Не так уж важно, владелец вы крупного медицинского центра, небольшого салона или работаете на себя. Раз пришли в бизнес и держались в нем на плаву до сих пор, значит, умеете анализировать, разумно рисковать, мыслить логически и использовать творческий подход. Сейчас – полоса нестандартных ситуаций. Непаханое поле возможностей. Многое зависит от вас, даже если кажется, что это не так.
Не стоит решать сложные задачи старыми способами, которые уже не работают. Представьте происходящее вокруг вас и вашего дела как замену механического замка на электронный. Ищите новый ключ. Общайтесь с коллегами. Устраивайте мозговые штурмы с коллективом. Решайте вопросы с оригинальным подходом. Задействуйте правое творческое полушарие. Ставьте промежуточные цели. Небольшими шагами двигайтесь вперед. А если не получается — обращайтесь к нашей команде, мы поможем.

Вот несколько практических советов о том, как действовать в новых условиях.

1. Сотрудники. Помните, ваши подчиненные смотрят на вас, ждут ваших решений и действий. Они зависят от вас, но и вы от них тоже. От того, насколько продуктивно они будут работать, как перенесут трансформацию вашего бизнеса, зависят общие перспективы вашего дела. Поэтому, заботясь о бизнесе, заботьтесь о коллективе.
Если вы фрилансер, ищите опору в семье, в близких, в партнерах.

2. Экономия и разумные инвестиции. Какие инвестиции разумны? Те, что точно принесут вам доход, и те, что остро необходимы для продолжения работы в новом формате. Постарайтесь минимизировать текущие расходы. Сейчас не лучшее время для закупки новой мебели и прочих излишеств. Проверьте, какие затраты готово субсидировать государство — например, в некоторых регионах власти заявили о компенсации расходов по продвижению на онлайн-площадках. Некоторым предпринимателям, возможно, стоит уменьшить размер арендуемой площади или совсем отказаться от аренды (если ваши арендодатели не пойдут вам навстречу по отсрочке платежей или уменьшение сумм выплат, а также если вы не арендуете государственные или муниципальные площади в регионах, где заявлено об арендных каникулах). Ваша задача — выйти из кризиса с наименьшими потерями, поэтому не стоит цепляться за балластные направления, имущество, методы.

Признаются ли нынешние обстоятельства форс-мажорными? Тут ситуация пока неоднозначная. Многие вопросы решаются на ходу, но постепенно вырабатываются общие подходы. Думаю, в ближайшее время будет определен порядок для всех регионов. Можно ориентироваться на хэдлайнера решений в условиях пандемии – Москву. Так, Указом мэра Москвы от 14 марта 2020 года № 20-УМ установлено, что распространение нового вида коронавируса (2019-nCoV) – это чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство в сложившихся условиях, которое повлекло введение режима повышенной готовности. Юристы, эксперты в сфере предпринимательского права сейчас тоже не просто так сидят дома. Не сомневаюсь, что к выходу из режима ограничений будут предложены конкретные судебные способы обосновать форс-мажор и в других регионах страны.

3. Перспективные прикладные вопросы. Подумайте, какие изменения могут понадобиться вам при «раскачке» бизнеса после выхода из режима ограничений. Например, демонстрационная дезинфекция. Тщательная обработка рук или оборудования непосредственно при клиенте, даже если вы уже провели обработку пару минут назад, до его прихода. Опыт Китая показывает, что и после снятия карантина люди продолжают бояться микробов, вирусов, риска заразиться. Поэтому уделите особое внимание разработке гигиенических подходов и подбору средств защиты! Найдите подходящие модели кварцевых или бактерицидных ламп для своего помещения. Изучите вопросы аллергических реакций на антисептики, сформируйте список средств защиты для разных групп клиентов. Ваш посетитель должен быть уверен: у вас он точно защищен!

Не удивлюсь, если в массажных салонах и спа-центрах станут очень актуальными техники, где мастер может работать в перчатках и маске. И это явно не классический массаж, а точечный, аппаратный, тайский и другие. Идеально — уже сейчас освоить процедуры, проводимые через одежду или ткань. Повторю, после окончания пандемии у многих клиентов останутся фобии, связанные с близкими контактами или большим скоплением людей. Безусловно, на пик востребованности выйдут процедуры по снятию эмоционального напряжения, работа с психосоматикой.

Наша сеть образовательных центров уже запустила удаленные тренинги/уроки по различным новым направлениям массажа (с очной сдачей экзаменов после снятия ограничений).

Подумайте о том, что еще вы сможете предложить социофобам. Сейчас владельцы кинотеатров обсуждают варианты уменьшения количества кресел и увеличения пространства между оставшимися. Снова обратимся к опыту Китая: режим карантина там снят, а люди боятся идти в общественные места, сохраняют дистанцию. Пользуйтесь опытом других стран во благо, применяйте его с опережением, учитесь на чужих ошибках.

3. Общение с клиентами. Не стремитесь привлекать новых клиентов, сейчас важно не потерять постоянных! Беритесь за телефон, пишите теплые личные электронные письма. Пишите не для того, чтобы разрекламировать услугу или продать что-то. А просто, по-человечески поинтересуйтесь, как они? Если это возможно, дайте советы, как временно продержаться без ваших услуг (самомассаж, гимнастика, домашние средства ухода и так далее). Вы должны помнить, постоянные клиенты — ваши кормильцы! Берегите их.

4. Расширьте линейку услуг. Если вы работаете на себя, заняты частной практикой, узкоспециализированы — дополните вашу линейку услуг востребованными на рынке процедурами (шугаринг, ЛФК, диетология, массаж и др.).

5. И, пожалуй, самое важное: мыслите и рассуждайте позитивно. Клиенты будут приходить к вам за хорошим настроением. Все устали от неопределенности, страхов, однотипных разговоров об одном и том же.

Я уверен: спрос на здоровье и красоту будет всегда. Это означает, что надо подумать, в том числе, над устойчивостью своего бизнеса. Неурожайный период обязательно сменится плодородным сезоном! Здоровья всем вам и вашему бизнесу.

http://www.cprm.ru/


Читайте в журнале SpaceHEALTH

Поделиться
Мельник Владислав on FacebookМельник Владислав on Instagram
Мельник Владислав
Врач-психотерапевт, ведущий специалист по неопсихосоматике. Учредитель и преподаватель Международного Центра Подготовки и Развития Массажистов (ЦПРМ)
СВЯЗАННЫЕ ССЫЛКИ

Специалисты: