ЭМПАТИЯ VS ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ

Как часто мы говорим об эмпатии и сопереживании в контексте помощи нашему клиенту.

Но думали ли вы когда-нибудь, а насколько нужна эмпатия массажисту?

Давайте начнем с терминов:

Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Интересное определение, не правда ли? Учитывая, что πάθος – это еще и «страдание, несчастье, болезнь», то получается совсем интересное состояние:

И психологи выделяют, собственно, три вида эмпатических состояний:

эмоциональная эмпатия – способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.

когнитивная эмпатия — способность поставить себя на место другого человека и понять, как он думает. Очень образно и подробно об этом виде эмпатии писал Зигмунд Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

предикативная эмпатия – способность предсказывать эмоции человека в каждой конкретной ситуации. По сути, мы все владеем этим видом эмпатии, когда понимаем, какие эмоции мы можем вызвать своими действиями.

И, казалось бы, что плохо в том, что мы умеем СОпереживать?

Интуитивно, нам кажется, что умение сопереживать автоматически делает нас добрее, толкает на позитивные поступки. И наоборот – низкий уровень эмпатии делает нас жесткими и безжалостными.

Но вот что удивительно – ученые из университета Минессоты не нашли тесной связи между агрессией и низким уровнем эмпатии (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24364745/).

Почему так? А потому что эмоции бывают разные! И кто сказал, что нам полезно переживать отчаяние нашего собеседника, его злость или его боль?

«Эмпатия не защищает от агрессии — именно с помощью призывов к состраданию людей можно подтолкнуть к чудовищным поступкам. «Когда люди думают об эмпатии, они думают о доброте. А я думаю о войне», — пишет Пол Блум в своей книге «Against Empathy: The Case for Rational Compassion».

И особое опасение, на мой взгляд, вызывает именно эмоциональная эмпатия.

Мы всеми силами стараемся сочувствовать нашим клиентам, ощутить их состояние.

Но, скажите коллеги-массажисты – полезно ли нам СОчувствовать клиенту, который пришел на сеанс массажа с острой болью? И, особенно, если мы знаем, что для устранения этой боли нам нужно предпринять ряд манипуляций, которые могут здесь и сейчас обострить боль – чтобы она прошла в дальнейшем? Не будем ли нам мешать ощущение сопричастия к боли?

Представьте себе врача скорой помощи, который начнет рыдать вместе с пациентом, вместо того чтобы оказывать ему помощь?

Или, когда к нам пришел конфликтный клиент? И его злость и агрессия отразиться на нас? И вместо того, чтобы работать, мы будем испытывать те же чувства?

И мы с вами, приходим к выводу, что важна, не сколько сама эмпатия, сколько степень ее выраженности.

Если вы глубоко погружаетесь в каждого клиента, то рано или поздно вы начнете ощущать синдром названный «эмоциональной усталостью», «эмоциональным дистрессом» или по-простому – «синдромом эмоционального выгорания». А для нас – это еще и синдром профессионального выгорания! Потому что работа массажиста, так или иначе связана с эмоциями.

Еще одно исследование выявило связь между ошибками в выдаче лекарств у профессиональных медсестер, связанных с «моральным/эмоциональным истощением» (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21983510/).

Так насколько важно массажисту иметь высокую эмпатию?

Мой ответ – важно, но необходимо отвлечься от эмоциональной эмпатии, а перейти на более высокий уровень – уровень когнитивной и предикативной эмпатии.

И здесь нам поможет такой интересный навык, который должен присутствовать у специалистов СПА – «предвосхищение желаний клиента».

Об этом навыке много говорят, но, к сожалению, нет четких критериев, что это такое, поэтому, многие говорят об интуитивном характере это навыка.

Но мы привыкли раскладывать все по полочкам, поэтому давайте анализировать.

Что нужно для предвосхищения желаний?

  1. Понимание эмоционального настроя гостя. Та самая когнитивная эмпатия – состояние в котором мы понимаем эмоции гостя, но не участвуем своими собственными эмоциями.
  2. Контроль собственных эмоций. Именно контроль своего эмоционального состояния будет играть важную роль в создании эмоций у гостя.
  3. Опыт собственной работы. Вы же анализируете, что делаете? Вы же знаете, что та или иная манипуляция приведет к определенному результату? Учитывайте этот факт – и, предупредите гостя об этом.
  4. Сбор анамнеза и личных предпочтений гостя. Скучный, но наиболее важный пункт – чем точнее вы определите необходимость манипуляции, чем лучше вы будете знать, что нравиться, а что не нравиться клиенту – тем точнее вы подберете необходимую манипуляцию.
  5. Обратная связь с клиентом. Не стесняйтесь спрашивать у вашего гостя не только «помогло или не помогло», но и «понравилось или не понравилось». Это основа для будущих процедур и манипуляций.

И вот когда все вышеперечисленные навыки у вас сформируются – тогда вы и сможете перейти на уровень когнитивной эмпатии, основанный на взаимодействии с клиентом, а не на личных эмоциях.

И, собственно, такой уровень и будет являться «предвосхищением желаний клиента» — его анализом, подбором соответствующих манипуляций и получением гарантированного результата – в зависимости от потребностей ваших клиентов!

Надеюсь я помог вам найти баланс между эмоциональной и когнитивной эмпатией и вывести это понятие из зоны интуиции в просчитываемый и регулируемый навык – важный и необходимый в работе массажиста.

С уважением, Александр Лабенко. Лабенко


Читайте в журнале SH№21!

 

Лабенко Александр
Врач, СПА-технолог, преподаватель массажных и СПА-технологий.
Лабенко Александр on Behance

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

583