Фотография как средство эмоциональной гигиены

В последние годы арт-терапия заняла довольно значимое место в практиках психологов и психотерапевтов. Метод является компиляцией нескольких дисциплин, включая психологию, педагогику, социологию, культурологию и другие направления.

Считается, что арт-терапия помогает раскрыть творческий потенциал личности, а также повышает самооценку детей и взрослых путем мягких техник коррекции и творческой экспрессии.

Искусство как терапевтическая методика впервые было применено в практике Маргарет Наумбург. В своей работе она больше всего опиралась на методы психоанализа и идею З. Фрейда о том, что подсознательные мысли выражаются в виде образов и символов[1].

Позже этот метод корректировался другими учеными (Эдит Крамер, Ханна Якса Квятковска), и отношение к нему менялось. Предполагалось, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее воздействие и помогает получить эмоциональный отклик, вызвать некое озарение, отвлечь от болезненных переживаний.

Как фотограф, специализирующийся на эмоциональном портрете, я уделяю большое внимание раскрепощению своих героев в кадре, стараюсь раскрыть характер и уникальные черты каждого клиента, что бывает непросто.

Фототерапия как ответвление арт-терапии появилась в нашей стране сравнительно недавно. Чаще всего встречается термин «поддерживающая фотография».

Метод был разработан и успешно применен на практике финской художницей и социальным педагогом Мииной Саволайнен. Основное отличие от других вариаций арт-терапии в том, что человек не вовлечен в процесс создания чего-то из подручных материалов (произведения искусства), а сам является материалом, с которым работает.

Фотограф и модель образуют некий союз, и во время фотосессии это способствует раскрытию потенциала модели. Также процесс создания портрета дает человеку стимул изучать себя, свои эмоции, телесные реакции. Фотография позволяет осознать роли, которые он играет в жизни.

Интересный анализ может получиться при сравнении портретов, сделанных в прошлом и настоящем времени. Специалист помогает клиенту интерпретировать воспоминания и обрести внутреннюю силу, установив при этом причинно-следственные связи. Связь времени и пространства посредством фотографии будет заметна тем сильнее, чем наиболее схожие условия осуществления процесса съемки и атмосферы были у сравниваемых изображений.

Основа методики Саволайнен состоит в том, что отношения фотографа и клиента представляют собой партнерское взаимодействие. Основная задача, которую выполняет такая фотосессия, — раскрытие и усиление внутренних и внешних достоинств человека.

Немного иная техника представлена испанской фотохудожницей Кристиной Нуньез. В своей работе она использует методику автопортрета. На ее официальном сайте[2] можно найти несколько видео, кратко демонстрирующих процесс работы. Фотографируемый остается наедине с собой в пустой комнате с простым тканевым фоном и настроенной камерой на штативе. Кристина дает клиенту пульт управления кнопкой спуска затвора и настраивает его на определенную эмоцию. Предварительно она проводит беседу, выявляет необходимые для анализа мысли и запросы, а после этого предлагает человеку создать в себе соответствующее настроение, отводя на это столько времени, сколько понадобится. Клиент вызывает у себя определенные воспоминания, чувства, старается полностью погрузиться в состояние, которое вызывает у него болезненный психоэмоциональный отклик, и в момент, когда понимает, что «эмоция достигнута», нажимает кнопку спуска затвора.

Надо сказать, что Нуньез в юности прошла через наркотическую зависимость, и именно увлечение фотографией и разработкой техники автопортрета помогло ей преодолеть это. С тех пор она работает в большинстве своем с людьми, которые имели различного рода зависимости, а также с трудными подростками.

Третий вариант фототерапии – слайд-терапия, то есть рассматривание фотографий, подобранных специалистом. Эта методика соединяет в себе созерцание и сказко-терапию, когда человек описывает то, что он видит на фотографиях, делая особый упор на ощущениях и эмоциях, которые вызывают у него визуальные образы.

И четвертая разновидность – это фотографирование самим клиентом, то есть передача его мировоззрения и психоэмоционального состояния путем самостоятельного создания визуальных объектов искусства. Это могут быть как полноценные изображения пейзажей, природных явлений, запечатление общей атмосферы в месте проживания героя, так и фиксация отдельных деталей.

Особое место в этом процессе занимает последующая расшифровка того посыла и смысла, который человек хотел донести. Здесь не так важна академическая точность и правильность композиции с точки зрения фотоискусства, главное — именно передача собственного мироощущения, а потом сравнение его с тем, как видят это другие люди. Обсуждение вполне можно проводить в небольших фокус-группах, что также будет являться коллективным творческим процессом. Человек может посмотреть на себя со стороны, преодолеть комплексы и в результате обнаружить внутренние ресурсы, найти силы для самостоятельного решения своих проблем.

Тема фототерапии только начинает набирать популярность, я изучаю ее по тем немногим материалам, которые имеются, а также по общим положениям об арт-терапии. И, конечно, она заслуживает более тщательного рассмотрения, — осветить все возможности метода в одной маленькой статье не представляется возможным. Вероятно, имеет смысл подготовить цикл публикаций с более детальным анализом каждого метода, подкрепить этот анализ практическими упражнениями. Буду рада получить обратную связь и убедиться в том, что у уважаемой аудитории есть интерес к этой теме. Бельвебер

[1] Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007.
[2] https://selfportrait-experience.com/

Бельвебер Кристина
Магистр в области Спа и Веллнесс Дизайна и Менеджмента. Практикующий фотограф в сфере эмоционального портрета, контент съемки и актерского портфолио
Бельвебер Кристина on BehanceБельвебер Кристина on BloggerБельвебер Кристина on Delicious

1 комментарий

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

296