Медицинские организации в соцсетях: что можно, а чего нельзя
Персональные данные пациента
Медицинские организации являются операторами персональных данных своих пациентов. Это связано с тем, что в силу закона они принимают непосредственное участие в сборе, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, обновлении, изменении, распространении и уничтожении персональных данных пациентов в связи с оформлением медицинской документации.
Что такое персональные данные? Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к субъекту персональных данных (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ)).
Медицинская организация, получая персональные данные пациента (субъекта персональных данных), например при заключении договора на оказание медицинских услуг, а также в процессе лечения, приобретает статус оператора. Это предусматривает определенные обязанности в части работы с такими данными.
Перед получением информации медицинская организация должна запросить у пациента согласие на обработку персональных данных (ст. 6, ст. 10 Закона № 152-ФЗ).
Пациент вправе полностью или частично отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных, поэтому медицинской организации следует правильно подходить к виду и объему запрашиваемой информации. Сведения не должны быть избыточными (ст. 5 Закона № 152-ФЗ).
Законодательство запрещает предоставлять третьим лицам и распространять персональные данные без согласия пациента (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).
Под предоставлением в данном случае понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, а под распространением — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (ст. 2 Закона № 152-ФЗ).
Врачебная тайна — отдельный подвид персональных данных. Она представляет собой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Ее разглашение не допускается (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ), за исключением отдельных случаев (например, с письменного согласия пациента или его законного представителя другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ)).
Административная ответственность за нарушения в области защиты персональных данных установлена статьей 13.11 КоАП РФ.
Кроме того, медицинскую организацию могут привлечь к гражданско-правовой ответственности за причинение пациенту морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных (ст. 24 Закона № 152-ФЗ; ст. 151 ГК РФ).
Ответственность предусматривает также компенсацию морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков).
К сожалению, персональные данные пациентов, в том числе их фотографии, распространяются в соцсетях очень часто. Нередко медперсонал фотографируется с пациентом на своем рабочем месте и в рабочей одежде (в палате стационара или операционной, в белых халатах или хирургических костюмах, с различными медицинскими атрибутами).
В соответствии с Методическими рекомендациями для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости (утв. Минздравсоцразвития России от 23.12.2009) и разъяснениями Роскомнадзора от 30.08.2013 («Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки») фото- и видеофиксация заболевания, состояния пациента (клинических проявлений на различных стадиях, хода течения и др.) относится к биометрическим данным.
Нарушение этих правил может повлечь за собой соответствующие последствия. Например, арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Решение от 26.04.2021 по делу № А56-103190/2020) рассматривалось дело о привлечении одной из клиник к ответственности за распространение персональных данных пациентов (в том числе разглашение врачебной тайны). Распространение получила презентация, содержащая как фотографические, так и текстовые материалы курса, среди которых были МРТ-снимки пациентов.
Реклама медицинских услуг
Медицинские услуги рекламировать можно. И даже нужно – иначе как потребитель узнает о клинике, работающих в ней специалистах и оказываемых услугах? Но есть список ограничений, которые наше законодательство налагает на такую рекламу:
- Использовать образ медицинских и фармацевтических работников можно только в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены, для рекламы лекарственных препаратов — нельзя.
- При рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, включая методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий необходимо предупреждать о наличии противопоказаний к их применению и необходимости консультации специалистов.
- Запрещено рекламировать медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.
- Не стоит использовать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламы.
- Следует избегать создания у аудитории представления о преимуществах объекта рекламы, ссылаясь на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.
- Нельзя утверждать или высказывать предположение о наличии у аудитории рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Рекламу медицинских услуг регулируют следующие нормативно-правовые акты:
- Статья 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17 декабря 2013 г. №АД/51199/13 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе»
Вместе с тем, соцсети нужны медицинским центрам для формирования доверия, укрепления репутации, повышения узнаваемости среди пациентов. Да и контакт с аудиторией здесь наладить гораздо легче — потенциальному пациенту проще задать вопрос через страницу клиники в соцсети, чем писать по электронной почте или звонить.
С поправками на установленные законодательством ограничения, медицинским организациям можно публиковать следующий контент:
- Медицинский ликбез (подробное описание технологий лечения и профилактики заболеваний, доступных в клинике; информация о полезных процедурах, сферах их применения и эффективности).
- Советы врачей (как в текстовом, так и в видеоформате, где врачи рассказывают о том или ином заболевании).
- О клинике (об уникальных предложениях клиники и ее преимуществах, о врачах, которые ведут прием).
- О специалистах (публикация значимых цифр из области профессиональной деятельности врачей: количество проведенных операций, стаж работы в клинике, общий стаж работы и т.д.)
- Об услугах (описание акций и услуг, предоставляемых клиникой пациентам – с соблюдением требований законодательства о рекламе). Николенко Надежда