Медицинские организации в соцсетях: что можно, а чего нельзя

Персональные данные пациента

Медицинские организации являются операторами персональных данных своих пациентов. Это связано с тем, что в силу закона они принимают непосредственное участие в сборе, систематизации, накоплении, хранении, уточнении, обновлении, изменении, распространении и уничтожении персональных данных пациентов в связи с оформлением медицинской документации. 

Что такое персональные данные? Это любая информация, которая прямо или косвенно относится к субъекту персональных данных (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ)).

Медицинская организация, получая персональные данные пациента (субъекта персональных данных), например при заключении договора на оказание медицинских услуг, а также в процессе лечения, приобретает статус оператора. Это предусматривает определенные обязанности в части работы с такими данными.

Перед получением информации медицинская организация должна запросить у пациента согласие на обработку персональных данных (ст. 6, ст. 10 Закона № 152-ФЗ).

Пациент вправе полностью или частично отказаться от предоставления согласия на обработку персональных данных, поэтому медицинской организации следует правильно подходить к виду и объему запрашиваемой информации. Сведения не должны быть избыточными (ст. 5 Закона № 152-ФЗ).

Законодательство запрещает предоставлять третьим лицам и распространять персональные данные без согласия пациента (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).

Под предоставлением в данном случае понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, а под распространением — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (ст. 2 Закона № 152-ФЗ).

Врачебная тайна — отдельный подвид персональных данных. Она представляет собой сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, полученные при медицинском обследовании и лечении (п. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Ее разглашение не допускается (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ), за исключением отдельных случаев (например, с письменного согласия пациента или его законного представителя другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях (п. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ)).

Административная ответственность за нарушения в области защиты персональных данных установлена статьей 13.11 КоАП РФ. 

Кроме того, медицинскую организацию могут привлечь к гражданско-правовой ответственности за причинение пациенту морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных (ст. 24 Закона № 152-ФЗ; ст. 151 ГК РФ).

Ответственность предусматривает также компенсацию морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков).

К сожалению, персональные данные пациентов, в том числе их фотографии, распространяются в соцсетях очень часто. Нередко медперсонал фотографируется с пациентом на своем рабочем месте и в рабочей одежде (в палате стационара или операционной, в белых халатах или хирургических костюмах, с различными медицинскими атрибутами).

В соответствии с Методическими рекомендациями для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости (утв. Минздравсоцразвития России от 23.12.2009) и разъяснениями Роскомнадзора от 30.08.2013 («Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки») фото- и видеофиксация заболевания, состояния пациента (клинических проявлений на различных стадиях, хода течения и др.) относится к биометрическим данным.

Нарушение этих правил может повлечь за собой соответствующие последствия. Например, арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Решение от 26.04.2021 по делу № А56-103190/2020) рассматривалось дело о привлечении одной из клиник к ответственности за распространение персональных данных пациентов (в том числе разглашение врачебной тайны). Распространение получила презентация, содержащая как фотографические, так и текстовые материалы курса, среди которых были МРТ-снимки пациентов.

Реклама медицинских услуг

Медицинские услуги рекламировать можно. И даже нужно – иначе как потребитель узнает о клинике, работающих в ней специалистах и оказываемых услугах? Но есть список ограничений, которые наше законодательство налагает на такую рекламу:

  • Использовать образ медицинских и фармацевтических работников можно только в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены, для рекламы лекарственных препаратов — нельзя.
  • При рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, включая методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий необходимо предупреждать о наличии противопоказаний к их применению и необходимости консультации специалистов.
  • Запрещено рекламировать медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.
  • Не стоит использовать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламы.
  • Следует избегать создания у аудитории представления о преимуществах объекта рекламы, ссылаясь на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.
  • Нельзя утверждать или высказывать предположение о наличии у аудитории рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Рекламу медицинских услуг регулируют следующие нормативно-правовые акты:

Вместе с тем, соцсети нужны медицинским центрам для формирования доверия, укрепления репутации, повышения узнаваемости среди пациентов. Да и контакт с аудиторией здесь наладить гораздо легче — потенциальному пациенту проще задать вопрос через страницу клиники в соцсети, чем писать по электронной почте или звонить. 

С поправками на установленные законодательством ограничения, медицинским организациям можно публиковать следующий контент:

  1. Медицинский ликбез (подробное описание технологий лечения и профилактики заболеваний, доступных в клинике; информация о полезных процедурах, сферах их применения и эффективности).
  2. Советы врачей (как в текстовом, так и в видеоформате, где врачи рассказывают о том или ином заболевании).
  3. О клинике (об уникальных предложениях клиники и ее преимуществах, о врачах, которые ведут прием).
  4. О специалистах (публикация значимых цифр из области профессиональной деятельности врачей: количество проведенных операций, стаж работы в клинике, общий стаж работы и т.д.)
  5. Об услугах (описание акций и услуг, предоставляемых клиникой пациентам – с соблюдением требований законодательства о рекламе). Николенко Надежда

Хотите ли Вы участвовать в вебинаре по данной теме?

Какие темы статей или вебинаров были бы актуальны?

Николенко Надежда
Медицинский юрист. Член Ассоциации юристов России.
Николенко Надежда on BehanceНиколенко Надежда on Blogger

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

416