Мир ребенка в мире звуков
Занятия искусством как метод всестороннего развития
«Где для детей польза, там для них должно быть и удовольствие», — говорил знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения Мишель Монтень. Прошедшие столетия только подтверждают точность этих слов.
Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку обрести душевное равновесие. Особо пристальное внимание уделяется развитию и укреплению ритмической системы ребенка, что является залогом успешной учебной деятельности на протяжении всех дальнейших лет.
Развитие музыкальности пригодится не только при обучении игре на музыкальном инструменте, но и при обучении родному и иностранному языкам, математике (ритм, счет, логика, геометрические понятия).
Это острота слуха, умение регулировать звуки речи. Это развивает понимание и чувствование явлений природы, культуру ощущений, расширяет кругозор.
В программу занятий входят:
1) Игры звуками. Это одна из самых увлекательных форм первичного познания звукового мира, а через нее — и основ музыкального искусства. Изучение звуковых свойств различных предметов (дерево, бумага, стекло), голоса и артикуляционного аппарата способствует развитию тембрового, а через него — интонационного слуха. Игры с буквами и звуками способствуют распознаванию их в речи.
2) Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и координации движения рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребенка. Это один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению. Очень полезна игра на блокфлейте, игра по слуху «с рук». Благодаря приобретенным слуховым представлениям и двигательной моторике дети переходят к системе нотной записи: «Звук — знак». Также к занятиям подключается донотное сольфеджио (обучение в игровой форме), элементарное музицирование (музыка, речь, движение).
Огромное значение имеет знакомство с музыкой Вивальди, Гайдна, Моцарта, Чайковского, Прокофьева. Дети участвуют в театральных представлениях, играют в шумовом оркестре на маракасах, ксилофонах, цимбалах, треугольниках, колокольчиках. На музыкальных инструментах озвучивают персонажей сказок «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Петя и Волк». Знакомятся с музыкальной классикой, доступной их восприятию.
Эти занятия развивают интонационный и тембровый слух, память, внимание, чувство ансамбля и связанное с ним умение сотрудничать со сверстниками. Все эти качества и способности, безусловно, пригодятся в школьные годы и в дальнейшей жизни.
Есть такая китайская мудрость: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Действие, умение делать что-либо всегда является гарантией усвоения любого материала.
Одна из наших задач — помочь детям младшего возраста в эстетической игре войти в мир музыки. А большой опыт работы с особыми детьми показывает: классический репертуар, используемый на занятиях, правильно подобранные педагогические методы и приемы позволяют развивать ребенка даже с самой тяжелой патологией музыкально, интеллектуально и эмоционально.