МОЗГ КАК ДРУГ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

«Мозговые заболевания выходят в мире на первое место, уже переигрывают сердечно-сосудистые и онкологию. Я раньше позволяла себе дурацкую шутку: что будем делать, когда большинство населяющих Землю людей сойдут с ума? Дошутилась! Американская статистика говорит о том, что половина населения в депрессии. Инсульты молодеют. Альцгеймер, Паркинсон… Аутистов сколько! Это все связано с мозгом.» (Из интервью доктора биологических наук, профессора Татьяны Черниговской, крупнейшего российского специалиста в области нейронауки, психолингвистики, теории сознания).

Говоря о нейропсихологической помощи, зачастую подразумевают работу с детьми. В настоящее время нейропсихологические методики действительно активно и эффективно применяются для снижения школьной дезадаптации, при подготовке детей к школе, для преодоления возрастного недоразвития и др. А вот нейропсихологическая коррекция и реабилитация взрослых — менее известное направление. И это довольно печально, так как начиналось эта работа именно со взрослых, и именно вклад советской науки считается здесь одним из самых значительных. Особенно интенсивно методы нейропсихологической реабилитации разрабатывал в середине XX века советский ученый Александр Романович Лурия, его по праву считают основателем отечественной нейропсихологии. В то время нейропсихология была призвана решать актуальные для страны задачи: в войну – реабилитация бойцов, которые должны были вернуться на фронт, после войны – возращение людей к нормальной полноценной жизни, чтобы они могли принять активное участие в восстановлении разрушенной страны. Опыт был накоплен огромный и уникальный. Но, несмотря на это, сегодня информации о нейропсихологической коррекции и реабилитации взрослых недостаточно. Еще в меньшей степени она представлена в виде занятий, которые может посещать любой человек, желающий улучшить свое самочувствие, психологическое состояние, побороть усталость, восстановить организм после болезни, жизненных потрясений, интеллектуальных перегрузок.

Гениальный русский ученый В.М. Бехтерев писал, что изучение психики должно развиваться на объективной основе психофизиологии, что коррекция психологических состояний должна происходить с учетом конкретных психофизиологических показателей.

Цель нейропсихологии как науки — определение закономерностей формирования и функционирования процессов высшей психической деятельности, в том числе и при условии воздействия на мозговые структуры какого-либо нарушения (заболевания, травмы, недоразвития, возраста).

Нейрокоррекция направлена на работу с теми высшими психическими функциями (восприятие, внимание, мышление, воображение, речь, память, эмоции и т.д.), которые нарушаются в процессе болезни или при возрастных изменениях.

Наш мозг представляет собой саморегулирующуюся систему, он также регулирует и все прочие системы организма (дыхательную, эндокринную, сердечно-сосудистую и пр.). Этот процесс осуществляется через симпатическую и парасимпатическую нервные системы, отвечающие за процессы возбуждения и торможения. Мозг находится в состоянии непрерывного обучения на протяжении всей нашей жизни, создавая новые нейронные цепи и укрепляя или ослабляя старые. Все зависит от того, что в опыте конкретного человека является значимым.

Одним из важнейших принципов работы нейропсихолога со взрослыми людьми является использование готовых врожденных программ мозга. Большая часть психологических проблем и проблем нарушения развития основана на том, что в силу различных причин врожденные рефлекторные механизмы не используются. Во время выполнения комплекса нейропсихологических упражнений формируются новые нейронные связи, создаются условия для стимуляции процесса «самообучения» мозга, подключаются данные от природы ресурсы. И все это происходит как бы само собой, рефлекторно. Задействуется важный физиологический ресурс – синхронизация активности различных зон коры головного мозга.

Такие занятия со стороны выглядят достаточно просто. Они проходят чаще всего под музыку, состоят из различных несложных движений, очень комфортны, расслабляют, успокаивают. Участники отслеживают свои телесные ощущения и проговаривают их, ведя так называемый диалог с подсознанием.

С точки зрения исторической ретроспективы психология, неврология и нейропсихология считаются науками относительно молодыми. Но методики и техники, которые они используют для развития и восстановления человека, надежны и проверены временем. Они позволяют достичь внутреннего равновесия, покоя, посмотреть на окружающий мир более доброжелательно. Перемены происходят в сознании постепенно, в комфортном для человека темпе, будто незаметно, но приводят к значительным позитивным изменениям. Вы можете проверить это на собственном опыте. Прилагая усилия для изменения нашей психики, мы меняем наш мозг, а значит, и нашу жизнь.

Барышев Василий
Заведующий отделением социальной реабилитации детей-инвалидов ГБУ ТЦСО "Фили-Давыдково" филиал "Очаково-Матвеевское", 8-495-437-22-92, 8-495-437-28-10
Барышев Василий on Delicious

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

164