О ГУБАХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЭЗИИ, НАУКИ И ПРАКТИКИ

«Души встречаются на губах влюбленных»
Перси Биши Шелли (английский поэт, 1792-1822).

«Углы губ в улыбке пропорциональны степени свободы»
Станислав Ежи Лец (польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист, 1909–1966).

Чувственные и ухоженные губы – одна из самых ярких доминант лица. Они всегда привлекают внимание к человеку, во многом говорят о его воспитании, интеллекте, соответствии тому или иному времени, капризам ветреной моды. Поэты, художники и музыканты всегда воспевали красоту губ своих современниц.

В разные эпохи представление о привлекательности женских губ менялось. В Древнем Египте существовала мода на маленькие изящные губы, окрашенные в темные цвета при помощи оксидов железа. Царица Древнего Египта Хатшепсут предпочитала кармин — краску из кошенили (краситель, получаемый из этих насекомых, во многих странах применяли вплоть до начала XIX века). В Древней Греции краска на губах была уделом женщин легкого поведения, их даже обязывали использовать темную помаду. Женщины Месопотамии посыпали губы блестящим порошком из драгоценных камней.

В средневековой аскетичной Европе, пронизанной духом строгой религиозности, красивыми считались плотно сжатые, тонкие и строгие губы, а женщину с накрашенными губами могли принять за ведьму и даже казнить. Тем не менее, женщины всегда старались как можно ярче  выделить губы, для чего их слегка прикусывали или натирали отварами  трав. Кстати, в более поздние времена помаду использовали как  женщины, так и мужчины. 

Сегодня модными считаются полные, пухлые губы, которые ассоциируются с поцелуями, поэтому они производят впечатление более нежных и сексуальных. Разнообразные косметические процедуры (инъекции филлеров, татуаж, хирургическая коррекция) позволяют усовершенствовать внешность в соответствии с современными стандартами красоты. Губам можно придать разные формы, но в целом это не должно менять пропорций и общей гармонии лица.

К сожалению, процессы старения отражаются и на красоте губ: с возрастом верхняя губа теряет эластичность, удлиняется и опускается, на ней образуются «веерные», или «кисетные» морщинки, красная кайма уменьшается в объеме; на нижней губе прогрессирует птоз тканей, опущение уголков рта и изменение рисунка красной каймы. Лицо постепенно приобретает уставшее и недовольное выражение.

Кроме того, вследствие особенностей анатомического строения, гистологии тканей, обильной васкуляризации и иннервации красная кайма губ служит местом проявления различных заболеваний.

Строение красной каймы значительно отличается от строения кожи, несмотря на одинаковые структурные компоненты (она имеет переходное строение между кожей лица и слизистой полости рта). Здесь отмечаются две потенциально опасные зоны: наружная – с переходом на кожу и внутренняя, переходящая на слизистую (зона Клейна).

Слизистая оболочка рта, как и кожа, состоит из трех отделов — эпителия, собственно слизистой оболочки (lamina propria mucosae) и подслизистой основы, соответствующих эпидермису, дерме и гиподерме (подкожной жировой клетчатке).

Тонкий эпидермис наружной зоны образован многослойным плоским частично ороговевающим эпителием. В отличие от эпителия кожи, в коже красной каймы отсутствует зернистый слой, основными здесь являются базальный (зародышевый) и шиповатый слои.

Поверхностный роговой слой эпителия пропитан белком элеидином, который синтезируется в слабо выраженном блестящем слое (промежуточный продукт превращения кератогиалина в кератин). В совокупности с обильной васкуляризацией эта цитологическая  особенность структуры клеток эпителия определяет прозрачность и яркий цвет губ. На внутренней поверхности губы эпителий более тонкий, соединительнотканные сосочки слизистой оболочки здесь менее выражены. Зона Клейна имеет ядра в наружном слое эпителия и удлиненные дермальные сосочки. 

Собственно слизистая оболочка состоит из рыхлой соединительной ткани, образованной волокнистыми структурами, основным веществом и  клеточными элементами (это фибробласты, гистиоциты, макрофаги, тучные и плазматические клетки). Она образует многочисленные высокие выступы (сосочки), неравномерно вдающиеся в эпителий красной каймы губ.

В соединительнотканном слое слизистой оболочки сосредоточены кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания и многочисленные мелкие слюнные железы, которые поддерживают поверхность слизистой во влажном состоянии. Нервный рецепторный аппарат слизистой оболочки рта, губ, десен и языка регулируется  тройничным, лицевым, языкоглоточным и подъязычным нервами.

В области красной каймы губ нет волосяных фолликулов, сальных и потовых желез. Только на границе красной каймы с мышечным слоем имеется множество мелких слюнных желез, которые, как уже было сказано, постоянно увлажняют губы и придают им мягкость. Мелкие сальные железы сохраняются только в углах рта. Защитная водно-липидная мантия, которая поддерживает барьерную функцию нашей кожи и придает ей мягкость, на коже губ не формируется.

Красная кайма губ более подвержена дегидратации и раздражению, менее устойчива к действию инфекционных факторов в сравнении с другими участками лица.   

Митотическая активность клеток красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта высокая: процесс их обновления занимает от 6 до 7 дней, в то время как процесс обновления клеток кожи — 21-22 дня.

Красота губ во многом зависит от правильного ухода за ними и состояния организма в целом. Знание гистологии, анатомии, заболеваний красной каймы губ обязательно для врачей всех специальностей. (Как говорили древние, repetitio est mater studiorum, повторение — мать учения). 

В лектории «Школы дерматологии для косметологов» запланирован цикл лекций и информационных блоков, посвященный различным проблемам губ и оптимальным вариантам их решения.

В процессе обучения будут рассмотрены следующие темы:
1. Анатомия губ.
2. Болезни губ (хейлиты, авитаминозы, предраковые состояния и др.)
3. Герпетические поражения губ и слизистых.
4. Старение губ. Методы ухода, профилактики и терапевтической коррекции.
5. Применение нативной плазмы в коррекции косметических проблем губ.
6. Современные методы биоревитализации.
7. Современные методы контурной пластики.

Обсудить статью на форуме>


Читайте в журнале

Некрасова-Штайн Лариса Владимировна
Врач дерматовенеролог, косметолог высшей категории. Действительный член академии РАЕН. Учредитель международной премии «Великолепие Красоты»

Добавить комментарий

ВСЕ СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

По специалисту: