О Новых Правилах оказания платных медуслуг

Товарищи, свершилось! Утверждены новые Правила оказания платных медицинских услуг (далее по тексту – Правила) (Постановление Правительства № 736 от 11.05.2023 года). Мы их ждали долго. Примерно года два. Я каждый раз вчитывалась в проекты, поэтому то, что утвердили для меня не ново, а вполне себе ожидаемо.

Тезисно о нововведениях:

По старым Правилам работаем до 01.09.2023 года, именно с этой даты вступает в силу вышеуказанное Постановление (действовать будет до 01.09.2026 года). Время подготовиться еще есть. Тем более, что есть над чем поработать, например, над новой редакцией договора на оказание платных медицинских услуг.

В тексте Правил уточнили наименование сторон в договоре: Исполнитель, Заказчик и Потребитель (он же потребитель в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей от 07.02.1992 г. № 2300-1, и он же пациент в понимании Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. № 323-ФЗ). Тем самым законодатель конкретизировал, что на пациентов вполне себе распространяются нормы Закона «О защите прав потребителей».

Новые Правила (и не только их, об этом дальше в статье) к 01.09.2023 года нужно будет разместить в уголке потребителя и на сайте.

За медицинскими организациями, работающими по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в том числе и территориальной программе), законодательно закрепили право оказывать медицинские услуги на платной основе. Перечень таких оснований приведен в п. 8 новых Правил.

Этот пункт интересен дальнейшим применением на практике. Хочется надеяться, что мы не столкнемся со злоупотреблением правом в виде попраний на государство, которое медикаментами не обеспечило.

Платные медуслуги должны соответствовать номенклатуре. И точка. Напоминаю, что номенклатуру смотрим в Приказе Минздрава от 13.10.2017 года № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

Сведения, которыми стороны обмениваются при подписании Договора на оказание платных медицинских услуг перечислены в пунктах 12-14 и 23. Кстати, кто спрашивал про обязательность паспортных данных в договоре на оказание платных медицинских услуг – они также поименованы.

Кроме того, по требованию Потребителя и/или Заказчика медицинские организации также должны предоставлять выписку из ЕГРЮЛ. На мой взгляд, данное требование является избыточным, тем более, что выписку из ЕГРЮЛ может получить любой желающий в свободном доступе.

Изменения коснулись и наполнения сайта медицинской организации. Помимо информации, размещение которой требовалось в соответствии с Приказом Минздрава от 30.12.2014г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями…», необходимо размещать ссылки на стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), на основании которых оказывается медицинская помощь. На информационных стендах также необходимо разместить такую информацию с указанием ссылок.

Размещение форм договоров на оказание платных медицинских услуг с 01 сентября 2023 года также обязательно на сайте и стенде медицинской организации.

А теперь, внимание! Про договор.

В договорах необходимо будет прописать порядок и условия выдачи потребителю и/или заказчику и/или законному представителю копий медицинских документов или выписок из них.

И еще раз внимание! Документы выдаем бесплатно, т.е. даром. Да, Приказ Минздрава от 31.07.2020г. № 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» не запрещал нам брать оплату за выдачу копий медицинских документов, поэтому кто ввел такую платную услугу в прайс, необходимо с 01.09.2023 года этот пункт убрать.

Разъясняю пункт 27 новых Правил. Если у Вас в договоре указан перечень услуг и стоимость этих услуг для каждого конкретного пациента — вам необходимо каждый раз заключать новые договоры. Если у вас в договоре идет отсылка на план лечения с перечнем услуг и их стоимостью — договор один, приложения каждый раз новые. Но не забывайте делать эти приложения неотъемлемой частью договора.

И конечно же, в договоре необходимо предусмотреть пункт о том, что может возникнуть необходимость оказания дополнительных медицинских услуг. Иначе, будут проблемы, Хьюстон. В виде безвозмездного оказания платных медицинских услуг.

Никогда такого не было, и вот снова… В пункте 37 новых Правил дублируется требование ст. 79 ФЗ № 323-ФЗ. Врачи, вам посвящается.

 О нерезидентах в Правилах замолвили слово. О применении санкцией за непредоставление сведений медицинскими организациями также напомнили.

Коллеги, текст статьи 41 новых Правил не воспринимайте буквально. Перевод с карты потребителя на карту администратора или управляющей как всегда, вне закона. Здесь речь именно о том, что при привлечении к оказанию услуг третьих лиц (например, лаборатории, зуботехнические в том числе) — ответственность за качество и сроки оказываемых услуг несете вы, как исполнитель по договору с потребителем. Значит и отвечать прежде всего, вам. А потом уже пользуйтесь правом регресса.

Про дистанционную форму договора писали уже много раз на этапе размещения проектов новых Правил. Не нужно путать ее с договором присоединения. Это не об этом. Речь про ЕСИА и УКЭП. Есть у вас такое? нет? Делайте :). До сентября еще время есть. Когда сделаете, расскажу, как эта новелла работает.

Ну вот и все… На этом обзор окончен. Остались вопросы? Пишите, звоните. И помните — выход есть из любой ситуации. Николенко

#правилаоказаниямедуслуг #медицинскийюрист #новоевзаконе #договормедуслуги #комментарийюриста #новостимедицина

Николенко Надежда
Медицинский юрист. Член Ассоциации юристов России. Авторская колонка: «Beauty в праве»
Николенко Надежда on BehanceНиколенко Надежда on Blogger

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

1506