Обзор изменений в законодательстве — для салонов красоты и медицинских учреждений

1 сентября 2022 года вступают в законную силу изменения в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

1 мая 2022 года в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» были внесены изменения. Они касаются недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

Общие правила – «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны» и «Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме» — остались неизменными.

Кратко отмечу, от каких условий в договоре исполнителю с данного момента надо отказаться.

  • Условия договора, которые дают исполнителю право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору, – ничтожны;
  • Условия об установлении подсудности по месту нахождения исполнителя – ничтожны.
  • Условия о штрафах для потребителя за нарушение условий договора – ничтожны.
  • Условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, – ничтожны. Особое внимание на этот пункт следует обратить руководителям клиник косметологии и стоматологии, так как в их договорах с потребителями часто присутствуют пункты, ограничивающие их ответственность.
  • Условия, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг – ничтожны.
  • Условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя, – ничтожны. Все изменения по видам и количеству услуг надо оформлять дополнительным соглашением к договору.
  • Условия, которые уменьшают размер законной неустойки, — ничтожны.
  • Условия, которые ограничивают право потребителя на выбор вида требований, в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае оказания ему услуг ненадлежащего качества – ничтожны.
  • Если недопустимые условия повлекли причинение ущерба или вреда Потребителю, то возмещение осуществляется за счет Исполнителя. Срок удовлетворения требований – 10 дней с момента предъявления.

Потребитель имеет право направить Исполнителю свое предложение о внесении изменений в договор в части тех условий, которые его не устраивают, в свою очередь Исполнитель должен дать письменный ответ.

Рекомендую руководителям медицинских учреждений проверить формы своих договоров оказания платных медицинских услуг во избежание проблем при проверках надзорных органов (Роспотребнадзора или Росздравнадзора).

О сотрудничестве с самозанятыми

Не секрет, что многие руководители салонов красоты в целях оптимизации налогов, уплачиваемых за сотрудников, прибегают к нехитрой схеме. Все сотрудники-работники регистрируются в качестве самозанятых, и с ними заключаются договоры гражданско-правового характера. Например, договоры подряда или оказания услуг.

Хочу обратить ваше внимание на то, что судебная практика признает допустимым переквалификацию гражданско-правовых отношений в трудовые для целей надлежащего исчисления НДФЛ и страховых взносов. Это возможно по иску сотрудника, а также Гострудинспекции или Федеральной налоговой службы.

Также 15.04.2022 года ФНС России опубликовала письмо № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД»». В нем перечислены признаки трудовых отношений, которые могут содержаться в ваших гражданско-правовых договорах с сотрудниками.

Перечислю их:

  • закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика);
  • отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);
  • договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
  • подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
  • договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата труда;
  • договорами возложена материальная ответственность на фактического исполнителя работ;
  • из условий договора следует, что обеспечен контроль со стороны работодателя;
  • обеспечение заказчиком исполнителя условиями труда (работы осуществляются материалами, инструментами, оборудованием и на территории Заказчика);

К доказательствам наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора также могут быть отнесены:

  • расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника;
  • документы по охране труда (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда);
  • свидетельские показания;
  • аудио- и видеозаписи и др.

Не рискуйте в отношениях с сотрудниками. Трудовые отношения — это то, что может максимально защитить ваши интересы и поможет избежать потерь.

С 1 марта 2022 года для каждого работодателя обязательно проведение мероприятий по оценке профессиональных рисков.

Эта обязанность регламентирована в статьях 209 и 212 Трудового кодекса РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.

За непроведение оценки профрисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

Сумма штрафа составит:

  • для должностных лиц и ИП – от 2000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

В настоящее время нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор со сторонней организацией.

Как провести оценку профессиональных рисков?

  1. Назначить приказом членов комиссии или ответственного за оценку профессиональных рисков. Это может быть лицо, ответственное за мероприятия по охране труда.
  2. Выявить/идентифицировать профриски и оценить их уровень. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ, и т.п. Риски могут быть указаны в инструкции по охране труда для работника или в отчете по результатам специальной оценки труда. Затем необходимо сформировать реестр опасностей. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения таковых.
  3. Составьте план мероприятий по коррекции/снижению и контролю рисков. В нем обозначьте меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.
  4. Результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур внесите в отчет о профессиональных рисках.

1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в ст. 14.8 КоАП РФ:

«7. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

Таким образом, вы не можете отказать потребителю в оказании услуги, если он не хочет сообщать свои данные, например фамилию, имя и номер телефона. Если внесение этих данных для записи на услугу предусмотрено вашей CRM, то необходимо обратиться к разработчику, чтобы предусмотреть возможность записи потребителей без предоставления персональных данных.

Что касается медицинских учреждений, то предоставление персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрация по месту жительства и номер телефона) для получения медицинских услуг обязательно. Это предусмотрено:

  • Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»,
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2021 г. N 1051н «Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства»,
  • Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».

Для медицинских учреждений

  • 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения от 12 ноября 2021 г. N 1051н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства…».

На практике, чтобы исполнить требования данной новеллы, вам необходимо дополнить ваши ИДСы следующим пунктом:

  • «сведения о выбранном (выбранных) мною лице (лицах), которому (которым) в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья   граждан в Российской Федерации» может быть передана информация о состоянии моего здоровья или состоянии лица, законным представителем которого я являюсь (ненужное зачеркнуть), в том числе после смерти:

____________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, контактный телефон).

____________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, контактный телефон).

Ну и помните, что для эффективной защиты интересов медицинской организации в отношениях с потребителем необходимо разработать и подписывать с потребителем информированное добровольное согласие на каждую медицинскую услугу.

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 12 ноября 2021 г. N 1050н «Об утверждении порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

Во исполнение требований данного приказа в медицинской организации необходимо внедрить следующий пакет документов:

  • приказ об организации порядка ознакомления пациентов либо их законных представителей с медицинской документацией: ответственное лицо и утверждение положения о порядке и сроках ознакомления пациентов/их законных представителей с мед. документацией;
  • положение о порядке и сроках ознакомления с медицинской документацией:
  • порядок приема и регистрации заявлений об ознакомлении с документацией,
  • порядок уведомления о времени и месте ознакомления с документацией,
  • лицо, ответственное за ознакомление пациентов и их законных представителей с документацией;
  • бланк запроса на ознакомление с медицинской документацией;
  • журнал ознакомления с медицинской документацией.

1 мая 2022 года был опубликован Указ Президента РФ № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации».

Данный приказ устанавливает новые требования в области обеспечения безопасности информации, в том числе и персональных данных.

Если ваша организация является субъектом критической информационной структуры – а по определению любая медицинская организация таковой является – «… российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения …», то вам необходимо:

  • возложить на заместителя руководителя органа (организации) полномочия по обеспечению информационной безопасности органа (организации), в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты – создать положение об ответственном за обеспечение информационной безопасности и назначить ответственное лицо приказом.

На практике это значит, что в новом положении необходимо прописать:

  • ответственное лицо,
  • виды информации, защищаемой от компьютерных атак,
  • виды мероприятий, осуществляемых с этой целью. Для осуществления данных мероприятий можно привлекать и сторонние организации, но только те, которые являются аккредитованными центрами государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. Назипов Руслан
Назипов Руслан
Юрист, специалист по безопасности beauty‑бизнеса, риск‑аудит.
Колумнист Пространство Здоровья SpaceHEALTH, автор колонки «Безопасность и аудит»
Назипов Руслан on BehanceНазипов Руслан on Delicious

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

723