Обзор изменений в законодательстве — для салонов красоты и медицинских учреждений
1 сентября 2022 года вступают в законную силу изменения в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
1 мая 2022 года в ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» были внесены изменения. Они касаются недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Общие правила – «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны» и «Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме» — остались неизменными.
Кратко отмечу, от каких условий в договоре исполнителю с данного момента надо отказаться.
- Условия договора, которые дают исполнителю право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору, – ничтожны;
- Условия об установлении подсудности по месту нахождения исполнителя – ничтожны.
- Условия о штрафах для потребителя за нарушение условий договора – ничтожны.
- Условия, которые исключают или ограничивают ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, – ничтожны. Особое внимание на этот пункт следует обратить руководителям клиник косметологии и стоматологии, так как в их договорах с потребителями часто присутствуют пункты, ограничивающие их ответственность.
- Условия, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг – ничтожны.
- Условия, которые предусматривают оказание дополнительных услуг за плату без получения согласия потребителя, – ничтожны. Все изменения по видам и количеству услуг надо оформлять дополнительным соглашением к договору.
- Условия, которые уменьшают размер законной неустойки, — ничтожны.
- Условия, которые ограничивают право потребителя на выбор вида требований, в соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае оказания ему услуг ненадлежащего качества – ничтожны.
- Если недопустимые условия повлекли причинение ущерба или вреда Потребителю, то возмещение осуществляется за счет Исполнителя. Срок удовлетворения требований – 10 дней с момента предъявления.
Потребитель имеет право направить Исполнителю свое предложение о внесении изменений в договор в части тех условий, которые его не устраивают, в свою очередь Исполнитель должен дать письменный ответ.
Рекомендую руководителям медицинских учреждений проверить формы своих договоров оказания платных медицинских услуг во избежание проблем при проверках надзорных органов (Роспотребнадзора или Росздравнадзора).
О сотрудничестве с самозанятыми
Не секрет, что многие руководители салонов красоты в целях оптимизации налогов, уплачиваемых за сотрудников, прибегают к нехитрой схеме. Все сотрудники-работники регистрируются в качестве самозанятых, и с ними заключаются договоры гражданско-правового характера. Например, договоры подряда или оказания услуг.
Хочу обратить ваше внимание на то, что судебная практика признает допустимым переквалификацию гражданско-правовых отношений в трудовые для целей надлежащего исчисления НДФЛ и страховых взносов. Это возможно по иску сотрудника, а также Гострудинспекции или Федеральной налоговой службы.
Также 15.04.2022 года ФНС России опубликовала письмо № ЕА-4-15/4674 «О направлении информации по проведению мероприятий налогового контроля по НПД»». В нем перечислены признаки трудовых отношений, которые могут содержаться в ваших гражданско-правовых договорах с сотрудниками.
Перечислю их:
- закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика);
- отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);
- договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
- подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
- договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата труда;
- договорами возложена материальная ответственность на фактического исполнителя работ;
- из условий договора следует, что обеспечен контроль со стороны работодателя;
- обеспечение заказчиком исполнителя условиями труда (работы осуществляются материалами, инструментами, оборудованием и на территории Заказчика);
К доказательствам наличия трудовых отношений между сторонами гражданско-правового договора также могут быть отнесены:
- расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника;
- документы по охране труда (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знания требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда);
- свидетельские показания;
- аудио- и видеозаписи и др.
Не рискуйте в отношениях с сотрудниками. Трудовые отношения — это то, что может максимально защитить ваши интересы и поможет избежать потерь.
С 1 марта 2022 года для каждого работодателя обязательно проведение мероприятий по оценке профессиональных рисков.
Эта обязанность регламентирована в статьях 209 и 212 Трудового кодекса РФ и пунктах 29, 33-39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
За непроведение оценки профрисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.
Сумма штрафа составит:
- для должностных лиц и ИП – от 2000 до 5000 руб.;
- для юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.
В настоящее время нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор со сторонней организацией.
Как провести оценку профессиональных рисков?
- Назначить приказом членов комиссии или ответственного за оценку профессиональных рисков. Это может быть лицо, ответственное за мероприятия по охране труда.
- Выявить/идентифицировать профриски и оценить их уровень. Такими источниками могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ, и т.п. Риски могут быть указаны в инструкции по охране труда для работника или в отчете по результатам специальной оценки труда. Затем необходимо сформировать реестр опасностей. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения таковых.
- Составьте план мероприятий по коррекции/снижению и контролю рисков. В нем обозначьте меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.
- Результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур внесите в отчет о профессиональных рисках.
1 сентября 2022 года вступают в силу изменения в ст. 14.8 КоАП РФ:
«7. Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей».
Таким образом, вы не можете отказать потребителю в оказании услуги, если он не хочет сообщать свои данные, например фамилию, имя и номер телефона. Если внесение этих данных для записи на услугу предусмотрено вашей CRM, то необходимо обратиться к разработчику, чтобы предусмотреть возможность записи потребителей без предоставления персональных данных.
Что касается медицинских учреждений, то предоставление персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, регистрация по месту жительства и номер телефона) для получения медицинских услуг обязательно. Это предусмотрено:
- Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»,
- Приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2021 г. N 1051н «Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства»,
- Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению».
Для медицинских учреждений
- 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения от 12 ноября 2021 г. N 1051н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства…».
На практике, чтобы исполнить требования данной новеллы, вам необходимо дополнить ваши ИДСы следующим пунктом:
- «сведения о выбранном (выбранных) мною лице (лицах), которому (которым) в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» может быть передана информация о состоянии моего здоровья или состоянии лица, законным представителем которого я являюсь (ненужное зачеркнуть), в том числе после смерти:
____________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, контактный телефон).
____________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, контактный телефон).
Ну и помните, что для эффективной защиты интересов медицинской организации в отношениях с потребителем необходимо разработать и подписывать с потребителем информированное добровольное согласие на каждую медицинскую услугу.
1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 12 ноября 2021 г. N 1050н «Об утверждении порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».
Во исполнение требований данного приказа в медицинской организации необходимо внедрить следующий пакет документов:
- приказ об организации порядка ознакомления пациентов либо их законных представителей с медицинской документацией: ответственное лицо и утверждение положения о порядке и сроках ознакомления пациентов/их законных представителей с мед. документацией;
- положение о порядке и сроках ознакомления с медицинской документацией:
- порядок приема и регистрации заявлений об ознакомлении с документацией,
- порядок уведомления о времени и месте ознакомления с документацией,
- лицо, ответственное за ознакомление пациентов и их законных представителей с документацией;
- бланк запроса на ознакомление с медицинской документацией;
- журнал ознакомления с медицинской документацией.
1 мая 2022 года был опубликован Указ Президента РФ № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации».
Данный приказ устанавливает новые требования в области обеспечения безопасности информации, в том числе и персональных данных.
Если ваша организация является субъектом критической информационной структуры – а по определению любая медицинская организация таковой является – «… российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения …», то вам необходимо:
- возложить на заместителя руководителя органа (организации) полномочия по обеспечению информационной безопасности органа (организации), в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты – создать положение об ответственном за обеспечение информационной безопасности и назначить ответственное лицо приказом.
На практике это значит, что в новом положении необходимо прописать:
- ответственное лицо,
- виды информации, защищаемой от компьютерных атак,
- виды мероприятий, осуществляемых с этой целью. Для осуществления данных мероприятий можно привлекать и сторонние организации, но только те, которые являются аккредитованными центрами государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы. Назипов Руслан