СОХРАНИТЬ МОЛОДОСТЬ МОЗГА: ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ
Ученые Портсмутского университета выявили ключевой ген, ухудшение экспрессии (работы) которого с возрастом снижает способность клеток восстанавливать утраченный миелин. Сравнивая геномы молодых и старых мышей, авторы определили, какие процессы нарушаются, — это позволило им выяснить причины, в силу которых пополнение олигодендроцитов и вырабатываемого ими миелина снижается в стареющем мозге. Транскриптомный анализ выявил олигодендроглиальные гены среди наиболее измененных в мозге старых мышей, выделив Gpr17 как главный фактор нарушения регенеративной способности OPCs и снижения миелинизации.
Однако мозг обладает высокими компенсаторными возможностями. И, в первую очередь, за счет нейрогенеза – образования новых нейронных связей и даже новых нейронов. Многочисленные исследования с использованием сканирования мозга позволили в режиме реального времени наблюдать, как дополнительная умственная нагрузка активизирует различные участки головного мозга, а отдельные межнейронные связи создают новые синапсы (места контактов между нейронами) – новые нейронные связи.
Важно отметить, что с возрастом погибают только те нейроны, которые не образуют нейронных связей, поэтому для поддержания функциональной активности мозга необходимо, чтобы он интенсивно работал всю жизнь.
Великий российский нейрофизиолог Наталья Петровна Бехтерева последние годы своей жизни интенсивно работала над проблемами старения мозга. В своих исследованиях она указывала, что новые знания и опыт приводят к возникновению новых связей между нервными клетками. Эти связи называют еще нейронными сетями. Чем больше человек изучает нового, тем больше нейронных сетей возникает в головном мозге и тем активнее он работает.
В Институте мозга человека РАН проводились исследования механизмов творчества с применением электроэнцефалограммы (ЭЭГ), позитронно-эмиссионного (ПЭТ) и магнитно-резонансного (МРТ) томографов. Добровольцам давали специальные тесты разной сложности (например, составить рассказ из связанных и не связанных по смыслу слов). Оказалось, что творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, — здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое. Таким образом, когда происходит «нестереотипная» деятельность, мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью.
Если же человек не заставляет свой мозг работать – творить, а ежедневно выполняет действия, доведенные до автоматизма (ходит на работу, не связанную с творческой деятельностью, потом приходит домой, ложится на диван, смотрит телевизор — и так всю жизнь), то его мозг использует только примитивные нейронные связи. Если человек никак не компенсирует эту «недозагрузку», то в старости будет испытывать не только затруднения с памятью и другие интеллектуальные проблемы, но и, скорее всего, проблемы физические.
Физическая активность не только поддерживает мышечный тонус, но и активирует функции головного мозга. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов, усиливая обменные процессы в головном мозге, нормализует работу внутренних органов, что обеспечивает человеку высокую работоспособность и дает ощутимый прилив бодрости.