Топ 5 проверок в клинике
На нашем обслуживании представлены различные медицинские учреждения — как маленькие, так и крупные, сетевые. Каждый год мы анализируем количество проверок и ответов на требования со стороны налоговых органов, и в 2023 году этот показатель достиг рекордного уровня.
1.Требования при переходе на общую систему налогообложения.
Многие клиники выбирают переход на общую систему налогообложения с целью оптимизации налоговых платежей и освобождения от уплаты налога на прибыль (ст. 284.1 НК РФ) и НДС (ст. 149 НК РФ). Это действительно выгодно, не так ли?
Для перехода на такую систему налогообложения необходимо соблюсти несколько условий:
- Иметь действующую лицензию на медицинскую деятельность.
- Доходы от медицинской деятельности должны составлять не менее 90% от общего дохода.
- В штате организации должны работать не менее 15 сотрудников, при этом не менее 50% из них должны быть медицинским персоналом, обладающим сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации.
- Организация не должна осуществлять операции с векселями и производными финансовыми инструментами в течение налогового периода.
Медицинские клиники, которые соблюдают эти требования, ежегодно заполняют специальный раздел в налоговой декларации по налогу на прибыль, предоставляя информацию о штате сотрудников и доле доходов от медицинской деятельности.
Однако налоговые органы часто не ждут годовой отчётности от организаций, использующих льготу, и запрашивают следующую информацию:
- Реестр документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы.
- Сертификаты специалистов (свидетельства об аккредитации специалистов).
- Информацию о доле доходов от медицинской деятельности.
- Численность сотрудников в штате организации.
- Численность медицинского персонала, обладающего сертификатом специалиста.
2. Требование о низкой заработной плате.
Один из самых распространённых инструментов среди клиник — снижение заработной платы сотрудников. Вы можете назначить сотруднику любую ставку: 0,5; 0,25; 0,1. Этот инструмент используется в 90% клиник.
Однако важно учитывать среднюю заработную плату в вашем регионе. Вы можете ознакомиться с ней на сайте налоговой службы в сервисе расчёта налоговой нагрузки: https://pb.nalog.ru/calculator.html.
3. Требования к самозанятым при вызове на допрос.
Наиболее актуальным трендом налоговых проверок в 2022 году стали вызовы самозанятых на допрос. Оформление отношений с самозанятыми является эффективным способом снижения налоговой нагрузки, так как вам приходится уплачивать не налоги на заработную плату, а всего лишь 6%.
Если вы решили работать с самозанятыми, будьте готовы к тому, что ваш сотрудник будет вызван на допрос.
Чтобы успешно пройти допрос, необходимо учесть следующие моменты:
- Договор с самозанятым не содержит признаков трудового договора (график работы, обязанности, отпуск, гарантии и т.д.).
- Работы или услуги самозанятого имеют конечный результат. Это не договор, который действует на протяжении длительного времени.
- Регулярность выплат.
- Постоянная сумма, которая выплачивается в одно и то же время.
- Самозанятый имеет только один источник дохода – вашу организацию.
Важно на допросе сообщить, что вы предлагали оформить трудовые отношения с самозанятым, но он отказался по ряду причин (например, предпочитает работать дома на фрилансе, является студентом, пенсионером, переезжает в другой город и т.д.).
4. Требования о расхождении сумм расходов в декларации УСН и списаний по расчётному счету.
В последнее время появилась актуальная тема требований о несоответствии сумм расходов в декларации по упрощённой системе налогообложения (УСН) и списаний по расчётному счету. С апреля 2023 года таких требований стало в десять раз больше по сравнению с предыдущим годом. Налоговым органам не нравится, когда бизнес осуществляет расходы напрямую из кассы, не проводя их через банк. Клиники, в свою очередь, не желают вносить наличную выручку с рецепта в банк, так как она им необходима для своих нужд. Из-за этого возникают разногласия.
Конечно, выручку из кассы можно использовать для расходов. Правила наличных расчётов определены в Указании Банка России от 09.12.2019 N 5348-У (ред. от 31.03.2022).
Обычно в клиниках наличные деньги используются для выплаты заработной платы, закупки товаров и материалов, а также оплаты услуг самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Наш анализ показал, что клиники, которые получили подобные требования, имеют расходы по декларации УСН, превышающие списания по расчётному счету на 20-25%.
В таком случае, возможно, вам будет отправлено требование.
Ещё один момент, который стоит учитывать при таких требованиях, — если вам требуется предоставить кассово-учётный документ (КУДиР), проверьте, обязаны ли вы предоставлять его в соответствии со статьёй Налогового кодекса, указанной в требовании. Не все документы, перечисленные в требовании, нужно предоставлять. Не предоставляйте лишние документы!
5. Требование о признании сумм дивидендов, выплаченных в период моратория на банкротство, заработной платой с последующим учётом НДФЛ и страховых взносов.
Никто не ожидал, что произойдёт такое. Меры поддержки бизнеса, включая мораторий на банкротство, введённый в 2022 году, привели к возникновению значительных налоговых обязательств. Главная цель моратория заключалась в защите российских предприятий от банкротства, однако имелось одно исключение — запрещалось выплачивать дивиденды во время моратория. Компании, которые не подали заявление о снятии моратория на сайте Федресурса и выплатили дивиденды, получили требования о том, что эти суммы должны быть признаны заработной платой с обязательным начислением налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов. Также им потребовалось предоставить уточнённые декларации.
Важно упомянуть и о понятии «Налог на страх». Это означает, что организации, не желая получения требований могут добровольно пересчитать налоги, представить уточнённые декларации и заплатить необходимые суммы в бюджет. Конечно, каждая компания сама решает, отстаивать ли свои интересы или согласиться с государственными органами.
Желаем вашему бизнесу, чтобы все проверки обошли вас стороной. Однако, всегда следите за ситуацией, анализируйте показатели и храните все документы в порядке. Фирсова