Внеплановая общественная проверка в клинике: ваши действия
Медицинские организации в своей деятельности постоянно сталкиваются с различными проверками контролирующими органами.
Законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Одним их важных и актуальных вопросов является проведение внеплановых проверок в отношении медицинских организаций. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», внеплановые проверки (мероприятия) в 2023 г. проводятся только по определенному перечню оснований.
В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой, если, например:
- выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований;
- есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- есть угроза обороне страны и безопасности государства;
- есть угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- руководителем Роскомнадзора, заместителем руководителя принято решение провести в отношении операторов персональных данных внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных, если установлено распространение (предоставление) в интернете баз данных (их части) с персональными данными.
Что же делать, когда неизвестные люди без предупреждения появляются на пороге вашей медицинской организации, представляясь проверяющими надзорных органов?
Алгоритм действий медицинской организации:
1. Проверьте служебные удостоверения проверяющих лиц.
2. Получите копию приказа (распоряжения) о проверке, убедитесь, что документ имеется подпись руководителя, печать.
Также в приказе (распоряжении) должны быть указаны:
- название вашего МО и его адрес;
- цели, задачи и основания проверки;
- дата начала и сроки проведения проверки;
- мероприятия, которые будут проводиться во время проверки.
Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего. Те же сотрудники, которые пришли к вам? Проверку могут проводить только те должностные лица, которые указаны в документе.
3. Указанные документы должны быть предъявлены руководителю медицинской организации (или его заместителю).
При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию организации.
4. Обеспечьте проверяющим доступ к объектам проверки.
5. Сопровождайте проверяющих на территории МО во время проверки.
Проверяющие не имеют права:
- проверять сведения, не относящиеся к компетенции заявленного в распоряжении надзорного органа, и объекты, не указанные в распоряжении;
- требовать документы, которые не являются предметом проверки.
Отдельно остановимся на вопросе, может ли общественная организация прийти с проверкой?
Никакие общественные организации не имеют права проводить проверки! Проверки являются контрольно-надзорными мероприятиями. Выполнять их могут только государственные и органы местного самоуправления.
Право активных граждан добровольно объединяться закреплено в Федеральном законе № 82 «Об общественных объединениях». В том же документе отмечается, что осуществлять полномочия, не обозначенные в законе, таким организациям можно, только если на них прямо указывается в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений.
Общественные организации могут осуществлять лишь общественный контроль, и то при наличии конкретных оснований.
При проведении общественного контроля общественные объединения не вправе требовать предоставления документов или выполнения каких-либо действий, которые не предусмотрены законом.
Права общественных объединений прописаны в статье 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, там сказано о возможности направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению в пределах полномочий. Также общественные организации могут участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями.
Идентифицируйте общественную организацию. Узнайте, кто направил визитеров: запросите паспорта и документы, которые подтверждают их полномочия и основания для визита в вашу организацию. Обязательно сделайте фотокопии этих документов.
На что все-таки они имеют право:
- ознакомиться с информацией на стенде, прайсом, договором на оказание услуг;
- находиться в общедоступных помещения: зона стойки администратора клиники, холл;
- при наличии витрин посмотреть, что вы продаете, и уточнить цену.
Таким образом, на наш взгляд, общественные объединения потребителей имеют право требовать предоставить документы, которые могут быть затребованы потребителем согласно законодательству. То есть, всю ту информацию, которая находится в медицинской организации на общедоступном стенде в зоне стойки администратора клиники.
На этом все! Общественные организации не вправе:
- запрашивать иные документы (на оборудование, личные дела сотрудников, финансовые документы и т.д.);
- осматривать помещения и кабинеты, — для них доступны только помещения холла и зона стойки администратора;
- выписывать штрафы и требовать их оплатить.
Медицинская организация не обязана подписывать какие-либо документы, составленные общественной организацией!
Помните! Общественная организация не имеет права мешать работе вашей организации!
Организуйте видеофиксацию. Подготовьтесь к тому, что придется вести аудио- и видеозапись действий визитеров.
Если дело принимает неприятный оборот, визитеры угрожают, шантажируют, провоцируют конфликт, постарайтесь обеспечить присутствие свидетелей или хотя бы зафиксировать происходящее на аудио- или видеоноситель. Вам нужно иметь доказательства противоправных действий контролеров. Срочно вызывайте наряд полиции либо сотрудников охранного агентства (если с таковым у клиники есть договор).
Также рекомендуем каждой медицинской организации разработать локальный СОП — алгоритм действий в подобных внеплановых ситуациях. И — отработать его с сотрудниками, чтобы в нужный момент они не растерялись, не запаниковали, могли четко и быстро реагировать на нештатные события. Радченко