Внеплановая общественная проверка в клинике: ваши действия

Медицинские организации в своей деятельности постоянно сталкиваются с различными проверками контролирующими органами.

Законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц при осуществлении государственного и муниципального контроля (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Одним их важных и актуальных вопросов является проведение внеплановых проверок в отношении медицинских организаций. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», внеплановые проверки (мероприятия) в 2023 г. проводятся только по определенному перечню оснований.

В том числе они проводятся по согласованию с прокуратурой, если, например:

  • выявлены индикаторы риска нарушения обязательных требований;
  • есть угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • есть угроза обороне страны и безопасности государства;
  • есть угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • руководителем Роскомнадзора, заместителем руководителя принято решение провести в отношении операторов персональных данных внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при государственном контроле (надзоре) за обработкой персональных данных, если установлено распространение (предоставление) в интернете баз данных (их части) с персональными данными.

Что же делать, когда неизвестные люди без предупреждения появляются на пороге вашей медицинской организации, представляясь проверяющими надзорных органов?

Алгоритм действий медицинской организации:

1. Проверьте служебные удостоверения проверяющих лиц.

2. Получите копию приказа (распоряжения) о проверке, убедитесь, что документ имеется подпись руководителя, печать.

Также в приказе (распоряжении) должны быть указаны:

  • название вашего МО и его адрес;
  • цели, задачи и основания проверки;
  • дата начала и сроки проведения проверки;
  • мероприятия, которые будут проводиться во время проверки.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего. Те же сотрудники, которые пришли к вам? Проверку могут проводить только те должностные лица, которые указаны в документе.

3. Указанные документы должны быть предъявлены руководителю медицинской организации (или его заместителю).

При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию организации.

4. Обеспечьте проверяющим доступ к объектам проверки.

 5. Сопровождайте проверяющих на территории МО во время проверки.

Проверяющие не имеют права:

  • проверять сведения, не относящиеся к компетенции заявленного в распоряжении надзорного органа, и объекты, не указанные в распоряжении;
  • требовать документы, которые не являются предметом проверки.

Отдельно остановимся на вопросе, может ли общественная организация прийти с проверкой?

Никакие общественные организации не имеют права проводить проверки! Проверки являются контрольно-надзорными мероприятиями. Выполнять их могут только государственные и органы местного самоуправления.

Право активных граждан добровольно объединяться закреплено в Федеральном законе № 82 «Об общественных объединениях». В том же документе отмечается, что осуществлять полномочия, не обозначенные в законе, таким организациям можно, только если на них прямо указывается в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений.

Общественные организации могут осуществлять лишь общественный контроль, и то при наличии конкретных оснований.

При проведении общественного контроля общественные объединения не вправе требовать предоставления документов или выполнения каких-либо действий, которые не предусмотрены законом.

Права общественных объединений прописаны в статье 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». В частности, там сказано о возможности направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению в пределах полномочий. Также общественные организации могут участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями.

Идентифицируйте общественную организацию. Узнайте, кто направил визитеров: запросите паспорта и документы, которые подтверждают их полномочия и основания для визита в вашу организацию. Обязательно сделайте фотокопии этих документов.

На что все-таки они имеют право:

  • ознакомиться с информацией на стенде, прайсом, договором на оказание услуг;
  • находиться в общедоступных помещения: зона стойки администратора клиники, холл;
  • при наличии витрин посмотреть, что вы продаете, и уточнить цену.

Таким образом, на наш взгляд, общественные объединения потребителей имеют право требовать предоставить документы, которые могут быть затребованы потребителем согласно законодательству. То есть, всю ту информацию, которая находится в медицинской организации на общедоступном стенде в зоне стойки администратора клиники.

На этом все! Общественные организации не вправе:

  • запрашивать иные документы (на оборудование, личные дела сотрудников, финансовые документы и т.д.);
  • осматривать помещения и кабинеты, — для них доступны только помещения холла и зона стойки администратора;
  • выписывать штрафы и требовать их оплатить.

Медицинская организация не обязана подписывать какие-либо документы, составленные общественной организацией!

Помните! Общественная организация не имеет права мешать работе вашей организации!

Организуйте видеофиксацию. Подготовьтесь к тому, что придется вести аудио- и видеозапись действий визитеров.

Если дело принимает неприятный оборот, визитеры угрожают, шантажируют, провоцируют конфликт, постарайтесь обеспечить присутствие свидетелей или хотя бы зафиксировать происходящее на аудио- или видеоноситель. Вам нужно иметь доказательства противоправных действий контролеров. Срочно вызывайте наряд полиции либо сотрудников охранного агентства (если с таковым у клиники есть договор).  

Также рекомендуем каждой медицинской организации разработать локальный СОП — алгоритм действий в подобных внеплановых ситуациях. И — отработать его с сотрудниками, чтобы в нужный момент они не растерялись, не запаниковали, могли четко и быстро реагировать на нештатные события. Радченко


Читайте в журнале SH№20!

Радченко Наталья
Медицинский юрист

Добавить комментарий


СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Специалисты:

383